Интересные факты

Художник по металлу: Как Поль Арзен научил мир видеть прекрасное

Во Франции кушать великое множество достопримечательностей, и большинство из них мы сможем наименовать, разбуди нас хоть ночью: Эйфелева башня, Елисейские Поля, Триумфальная арка… Но есть и те, о которых не грезят миллионы туристов и которые будоражат умы лишь малой части человечества. Безусловно, подобный достопримечательностью «не для всех» является бывшая ткацкая фабрика в городе Мюлуз на северо-востоке Франции. Это территория исторической области Эльзас, которая, объединившись с еще несколькими регионами, сейчас стала называться Гранд-Эст. Фабрика принадлежала братьям Шлюмпф, прославившимся тем, что почитай все свои деньги они тратили на коллекционирование уникальных исторических автомобилей, коих к 1980-м годам скопилось великое масса.

GettyImages-107708505.jpg

Профсоюзы и рабочие фабрики не разделяли страсти братьев к раритетам, тем более что те были не очень щедры на зарплаты и прочие выплаты. В 1977 году за Шлюмпфами «пришли»: народ взбунтовался, и толпа пошла на фабричную контору, требуя денег и справедливости. Во время беспорядков несколько активистов решили организовать погром и даже сожгли уникальный Austin 7, однако, к счастью, все вовремя сообразили, что перед ними сегодняшнее богатство. Одних только Bugatti разных годов выпуска тут была добрая дюжина. Братья же скоро собрались и в панике бежали на свою историческую родину в Швейцарию, а их сокровища стали основой для создания уникального музея. Среди его экспонатов — два будет странных и своеобразных автомобиля, на табличках возле которых написано: Arzens.

Полюбивший плексиглас

Большинству знатоков автомобилей фамилия Арзен (а на описанных табличках указана собственно фамилия) практически ни о чем не говорит. А жаль, ведь Поль Арзен был не только талантливым художником и дизайнером — он открыл миру такое понятие, будто биодизайн. Спустя годы оно станет невообразимо модным, а в 1930-е это была смелая фантазия из металла и стекла.

Арзен получил хорошее художественное образование и занимался монументальным искусством, создавая свои работы из алюминия, какой был невероятно популярен у скульпторов. Меж тем особых успехов он в скульптуре не достиг, но зато научился кончиками пальцев ощущать материал. Арзен гнул листы, закручивал их в причудливые фигуры шарообразной и сигарообразной формы. Особливо ему полюбился появившийся в те годы плексиглас, сквозной и прочный, казавшийся художнику невообразимо воздушным и дарящим ощущение свободы.

Уже почитай перед началом Второй всемирный Арзен всерьез увлекся живописью на пленэре и постоянно испытывал надобность в автомобиле, который мог бы стать ему надежным помощником и, возможно, даже передвижной студией. К счастью, под рукой оказался Buick, какой художник и решил превратить в машину мечты. От американского автомобиля остались лишь рама конечно мотор с трансмиссией, а вот кузов…

GettyImages-114002056.jpg

Мы же помним, что Поль питал особую страсть к металлу. Он сам выколотил огромный, семиметровый кузов из алюминия, попутно снабдив его складной крышей и панорамным передним стеклом. Фары он убрал вовнутрь решетки радиатора, тем самым задав тенденцию в дизайне автомобилей тех лет. Рамка багажника служила мольбертом, а сам отсек был приспособлен под хранение холстов. Название же диковинной поделке придумал народ. В свой самый первоначальный выезд автомобиль мгновенно был наречен La Baleine, что значит «Кит». Арзену этак понравилось «народное» название, что он стал именовать свой огромный кабриолет собственно так.

Похожие новости  Традиции: Как проходит праздник Суккот в Израиле

Второй автомобиль Арзен построил на шасси Fiat, и эта машина была почитай на три метра короче «Кита». К сожалению, от модели остались лишь упоминания и одна крайне редко встречающаяся ныне фотография. Алюминиевые панели кузова художник выколачивал сам, на кожаном мешке с песком по лекалам, которые он снял с макета. Также для этого проекта Арзен впервой в мире выполнил формовку плексигласа по матрице.

Смелые фантазии Арзена не нашли особого понимания в среде промышленников, зато были популярны в народе. Может быть, ему удалось бы проколотить стену недоверия коммерсантов, но пришла брань.

1024px-Paul_Arzen_Oeuf.JPG

Во время оккупации фашистская администрация Парижа строго-настрого запретила французам покупать топливо. Любой литр был на счету, а художнику хотелось продолжать творить. В 1942 году Арзен создает «Электрическое яйцо» — прадедушку всех электрических ситикаров на планете Земля. Автомашина был выполнен из двух любимых материалов художника. Небольшой овальный кузов с маленьким килем — алюминиевый, а вот двери и лобовое стекло — из плексигласа. Объединяясь, последние создавали целый, полностью прозрачный передок. Обзорности «Яйца» и сейчас позавидует любой автомашина. Однако электромобилем ему суждено было быть недолго: на аккумуляторах он совершил итого одну поездку, при этом целиком подтвердил теоретические расчеты. Эллипс на колесах проехал 100 км на одной зарядке и достиг максимальной скорости 75 км/ч.

Чрез какое-то время Арзен оснастил «Яйцо» бензиновым мотором мощностью 5,5 л. с., в таком виде оно и было куплено братьями Шлюмпф.

Впоследствии Арзен потерял заинтересованность к автомобильной теме и долго искал себя, покамест в 1947 году не стал главным дизайнером всех пассажирских поездов Франции.

BB15048-Amiens.JPG
Будучи дизайнером пассажирских поездов, Арзен придумал форму локомотива «сломанный нос», популярную до сих пор

Но в 1951-м Арзен вдруг порадовал публику заднемоторным семейным автомобилем. И это было последнее творение художника, его лебединая песня будто дизайнера четырехколесной техники.

IMG_6968p.jpg
Арзен с семьей в его последнем автомобиле 3233-WO. Истина, похоже на детскую коляску? Фото: Блог Школы дизайна Нант-Атлантик (L’École de design Nantes Atlantique)

Полупрозрачный каплевидный автомашина с отполированными до блеска дверями из алюминия, в котором не было стоек в привычном нам понимании: их роль играли причудливо согнутые алюминиевые трубки. Вместо крыши Арзен установил огромный кус плексигласа. Спустя несколько лет дизайн этого автомобиля возьмут на вооружение производители детских колясок. Разнесенные по бокам колеса и воздушные очертания станут так популярными, что остаются востребованными и в XXI веке.

Фото: Pool BASSIGNAC / BENAINOUS / Contributor / Getty Images (в анонсе), Keystone-France / Contributor / Getty Images, Claus Ableiter / commons.wikimedia.org, Passiondutrain / commons.wikimedia.org, Блог Школы дизайна Нант-Атлантик (L’École de design Nantes Atlantique)

Статьи сайта «Вокруг Света»

Добавить комментарий