Интересные факты

Все течет: 9 загадок «Композиции VI» Кандинского

Конфигурация без содержания подобна не руке, но пустой перчатке, заполненной воздухом, утверждал Кандинский. Его «Композиция VI» — история о преодолении хаоса

001696-0.jpg
Нажмите для увеличения

Картина «Композиция VI»
Холст, масло 195×300 см
1913 год
Ныне хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге

К беспредметной живописи Василия Кандинского, будто он сам рассказывал, привел случай. Раз вечером в Мюнхене, вернувшись с пленэра в мастерскую, художник увидел там незнакомую «неописуемо прекрасную, пропитанную внутренним горением картину». «Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совсем непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная полотно, прислоненная к стене и стоявшая на боку…»

Беспредметная, однако, не значит безыдейная. В тревожной атмосфере накануне Первой всемирный войны художник обращался к библейским сюжетам о конце мира. Замысел «Композиции VI» появился, когда он написал на стекле картину на тему Всемирного потопа — звери, люд, пальмы, ковчег и буйство водной стихии. То, что получилось, Кандинский решил доработать и превратить в большое полотно маслом. В «Композиции VI» не только изображения стали абстрактными, но и идея — более общей: обновление мира чрез разрушение. Кандинский пояснял: «Грандиозная, объективно совершающаяся крушение есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, которое следует за гибелью мира».

001696-1.jpg

1 Волны. Извилистые линии, в которые превратились воды, затапливающие мир, создают ощущение хаоса, разгула стихии.

001696-2.jpg

2 Розовое пятно. Это, будто писал сам Кандинский, одинешенек из трех центров композиции — «нежный», «со слабыми, неопределенными линиями». На исходной картине на этом месте находился холм с женщиной и животным, пытающимися избавиться. Розовый в понимании Кандинского — краска телесности.

001696-3.jpg

3 Сине-красное пятно. Хаос на картине мнимый: продумывая композицию, художник уравновешивал основные элементы. Рядышком с аморфным розовым — второй середина, по словам Кандинского, «грубый», «с резкими, частично недобрыми, сильными, очень точными линиями» и диссонансом холодного и теплого цветов.

001696-4.jpg

4 Бело-розовое пятно — центральный элемент картины. Живописец пояснял, что клубящиеся мазки должны основывать ощущение пространственной неопределенности. «Положением главного центра — „где-то“ — определяется внутреннее звучание всей картины», — писал художник.

Похожие новости  10 загадок пространства-времени, которые сможет решить квантовая гравитация

001696-5.jpg

5 «Лодка». Образ лодки с похожими очертаниями неоднократно встречается на картинах Кандинского. Исследователь творчества художника Хайо Дюхтинг полагал, что это символ стремления вперед.

001696-6-1.jpg     001696-6-2.jpg

6 Параллельные линии. В них превратились струи дождя с исходной картины. Художник использовал противостояние горизонтальных и вертикальных линий, чтоб придать композиции драматичность.

001696-7.jpg

7 Розовые пятна. «Чтобы… скрыть чересчур назойливо звучащий драматический элемент (надеть ему намордник), я позволил разыграться в картине целой фуге розовых пятен различных оттенков», — отмечал Кандинский.

001696-8.jpg

8 Коричневый. Будто выразился художник, «глубокие коричневые формы… вносят уплотненную и абстрактно звучащую ноту, которая напоминает об элементе безнадежности». В трактате «О духовном в искусстве» он характеризовал кофейный цвет как «тупой, жесткий, немного склонный к движению», но при этом способный успешно сдерживать динамику остальных красок.

001696-9.jpg

9 Желтые и зеленые пятна, сообразно комментарию к картине самого Кандинского, «оживляют это душевное состояние, придавая ему недостающую активность». Рассуждая о цветах, Кандинский описывал золотой как «типично земной» краска и при этом самый ослепительный.

Художник
Василий Васильевич Кандинский

CPG4GH.jpg1866 — родился в Москве в семье коммерсанта.
1892–1911 — был женат на двоюродной сестре, Анне Чемякиной.
1893 — окончил юридический факультет Московского университета.
1895 — увидев на выставке картину Клода Моне «Стога сена», решил кинуть карьеру юриста и стать художником.
1896 — уехал в Мюнхен, чтоб учиться живописи в частной школе Антона Ажбе.
1910–1939 — написал десять «Композиций» (эту разновидность абстрактных картин Кандинский наиболее тщательно продумывал).
1914 — вернулся в Россию.
1917 — женился на дочери генерала Нине Андреевской. У пары родился сын Всеволод, три года спустя мальчишка умер.
1922 — стал преподавателем в новой школе искусств Баухаус в Германии по приглашению ее основателя.
1933 — переселился во Францию, опасаясь нацистских преследований «дегенеративного искусства».
1944 — умер в предместье Парижа Нёйи-сюр-Сен от сердечного приступа. Похоронен на Новом погост Нёйи.

Фото: FINE ART IMAGES, ALAMY / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2017

Статьи сайта «Вокруг Света»

Добавить комментарий