Интересные факты

Обидеть художника: 7 тайн «Страшного суда» Микеланджело

На фреске Микеланджело «Страшный суд» возмездие настигает не только грешников, но и тех, кто раздражал живописца.

VS11_034_KulturniyKod.jpg
Нажмите для увеличения

Фреска «Страшный суд»
13,7 м х 12,2 м 1536–1541
Находится в Сикстинской капелле в Ватикане

Легко и радостно творилось бы художнику, когда б не нетерпеливый заказчик. Микеланджело, вечно предпочитавший скульптуру живописи, стремился первым делом закончить гробницу римского папы Юлия II, но новый понтифик Павел III настаивал, чтоб мастер как можно скорее принялся за фреску с изображением Страшного суда для Сикстинской капеллы. Художник помнил, будто более двадцати лет назад проклинал все на свете, когда расписывал в том же помещении потолок, балансируя на шатких лесах в неудобной позе, отчего нестерпимо болела горб. И вот опять то же самое…

Однако заказчик — это полбеды, вслед приходят критики. Не успел Микеланджело закончить роспись, будто посыпались нарекания: дескать, обнаженным телам не место на фресках часовни. Между тем, по мнению искусствоведа Марши Холл, художник следовал догме, что в конце времен живые и воскресшие из мертвых получат нетленные духовные тела.

Хуже критиков лишь официальная цензура. На Тридентском соборе 1545–1563 годов церковные иерархи осудили вольности в религиозной живописи. «Страшный суд» Микеланджело даже хотели истребить. Сразу же после его смерти тела на фреске начали «прикрывать» написанными поверх драпировками. С цензурой Микеланджело ничего поделать не мог, но кое-кому из недоброжелателей «дать сдачи» на свой манер все же успел.

ELC847608-1.jpg

1. Христос. Безбородый, атлетически сложенный, он похож на древнегреческую статую — за неканоничность Микеланджело тоже критиковали современники, однако античная красивость всегда была для художника божественным идеалом. Возможно, сам сюжет о Христе, раздающем грешникам заслуженные кары, навел Микеланджело на мысль наказать собственных обидчиков прямиком на фреске.

ELC847638-2.jpg

2. Святая Екатерина Александрийская. С нее началось «одевание» фигур на фреске. В 1565 году ученику Микеланджело Даниеле да Вольтерра поручили прикрыть наготу девы и изменить позу стоящего за ней святого Власия. Вольтерра «отомстило» общественное суждение: с тех пор его прозвали Il Braghettone — «рисовальщик штанов».

DE1TP6-3.jpg

3. Минос. Живописец позаимствовал этот образ из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Художник нарочно придал демону портретное сходство со своим первым хулителем, папским церемониймейстером Бьяджо да Чезена. Тот заявил Павлу III, что эта фреска с непристойно обнаженными телами годится не для капеллы понтифика, а разве что для общественных бань.

Похожие новости  3D-принтер для печати еды появится на каждой кухне в ближайшие годы

01AX5JUD-4.jpg

4. Святой Варфоломей. По мнению некоторых исследователей, персонаж, в качестве атрибутов держащий нож и человеческую кожу с портретом Микеланджело, неслучайно наружно похож на философа Пьетро Аретино. Покамест художник работал над фреской, мыслитель докучал ему, пытаясь всучить собственную трактовку сюжета. Уже после того будто «Страшный суд» был готов, Аретино присоединился к травле Микеланджело за «обнаженку», несмотря на то что сам сочинял порнографические сонеты.

01AX5JUD-5.jpg

5. Апостол Петр. Он держит ключи от врат неба и ада — символ делегированных Богом святому Петру и его преемникам, папам римским, полномочий. У Микеланджело нагой, лишенный регалий апостол возвращает ключи Христу. Это намек понтификам, что их власть преходяща и на самом деле им не принадлежит. Отдельный искусствоведы считают, что художник придал Петру черты Павла III.

01AX5JUD-6.jpg

6. Автопортрет. Считается, что свое искаженное страданиями лик Микеланджело изобразил на содранной коже святого Варфоломея в качестве немого упрека всем повинным в душевных и физических мучениях художника.

01AX5JUD-7.jpg

7. Юноша. Историк искусства Фабрицио Манчинелли предположил, что Микеланджело изобразил тут своего ученика Франческо Амадори по прозвищу Урбино. Художник «задвинул» его за спину святого Варфоломея, возможно, досадуя, что участки фрески, выполненные недостаточно талантливым подручным, делают ее несовершенной.

Художник
Микеланджело Буонарроти

Jacopo_del_Conte_Portrait.jpg1475 — родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье чиновника.
1487–1489 — был учеником знаменитого флорентийского живописца Доменико Гирландайо; тогда, вероятно, получил первоначальный опыт фресковой живописи.
1490–1492 — изучал ваяние под руководством мастера Бертольдо ди Джованни.
1496 — впервой прибыл в Рим.
1508–1512 — раcписал по заказу папы Юлия II потолок Сикстинской капеллы, в том числе создал знаменитую фреску «Сотворение Адама».
1513–1515 — создал статую «Моисей» для гробницы Юлия II.
1534 — окончательно переселился из Флоренции в Рим.
1547 — был назначен главным архитектором строящегося нового собора Святого Петра.
1564 — умер от лихорадки в Риме. Сообразно воле художника, похоронен во Флоренции, в церкви Санта-Кроче.

Фото: ALAMY / LEGION-MEDIA, DIOMEDIA, BRIDGEMAN (X2) / FOTODOM.RU

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2017 г.

Статьи сайта «Вокруг Света»

Добавить комментарий