Интересные факты

Люди железного леса: Как устроена жизнь в племени короваев

Дом на дереве, гроб на дереве, еда из дерева, платье от дерева… Равновесие маленького мира папуасского племени целиком зависит от деревьев. Короваи будто ветви большого растения, корни которого — вера и предки, а ствол — традиции.

2017-08-01-22-33-46.jpg

111x-6486.jpgГЕРОЙ
Силан Синдек

Старейшина клана Синдек, состоящего из нескольких семей. Возраст — возле 45 лет, точно не знает. Родился и живет на родовой территории клана, в одноименной деревне в районе Янирума округа Бовен-Дигул. Вместе с женой и двумя дочерьми делит дом на дереве с семьей лидера клана.

КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
Короваи, или колуфо

Этническая группа папуасов, расселенная в болотистых джунглях в верхнем течении реки Сирет на юго-востоке индонезийской провинции Папуа. Общая численность — возле 3000 человек. Говорят на языке короваи, одном из тысячи языков острова Новая Гвинея. Письменность отсутствует. Самоназвание народа — колуфо. Ведут кочевой образ жизни. Строят дома на деревьях на высоте до 50 метров. До 1970-х годов короваи не имели контактов с иными народами, помимо соседних папуасских племен. Исповедуют анимизм. Не используют металлических орудий, практикуют охоту и собирательство. Основу рациона составляет саго.

Мой клан жил в этом лесу еще во времена моего деда. Это пункт, Синдек, носит имя клана. Мы, люд колуфо, — хозяева леса, а он — наш дом и кормилец. Мы всегда берем лишь то, что нам нужно для выживания. Невозможно рубить лишнюю пальму или ротанговый куст, если в этом дудки необходимости. Нельзя убить еще одно скотина, если охота уже состоялась. Лес поделен между кланами, а отдельные территории отданы духам.

Злых духов, будто и чужаков, мы называем кваи. Если кваи заходит на нашу территорию, ему несдобровать. Мой лук вечно со мной, он часть меня. Я никогда не выхожу из дома без лука и стрел.

IMG_7338.jpg
Короваи делают себе пирсинг, прокалывая нос шипом саговой пальмы. Женщины нередко вставляют в прокол элементы костей летучей мыши

Мой дед говорил, что грозные люд асматы приходили сюда от большой реки. Они убивали мужчин и уводили женщин. Колуфо стали строить дома высоко на железных деревьях, чтоб кваи не смогли достать. Незаметно забраться к нам в дом невозможно: лестница крепится к самой крыше, и если неприятель начнет подниматься, то раскачиваться будет вся конструкция. Кроме того, вкруг дерева мы делаем засеку. Сухие ветки и стволы будут хрустеть под ногами приближающихся кваи. Мы их сразу услышим.

Люд, называющие нас короваями, пришли из-за Большого леса и Большой воды, чтоб уничтожить нашу веру, а вместе с ней и народ колуфо. Деды говорили, что однажды призраки с белой кожей вторгнутся в наши владения. Тогда земля расколется, все вкруг охватит огонь и горы будут упадать с небес. Могущественный дух Гинол, создавший наш мир, разрушит его до основания и создаст новоиспеченный…

IMG_5653.jpg
Срубить пальму, содрать с нее кору и измельчить древесину — тяжелая мужская труд

Белые люди строят поселения вдоль большенный реки. Они рассказывают нам про своих богов и возводят храмы на нашей земле. Они — кваи, им сюда линия заказан. Но многие наши соплеменники, особливо молодые женщины, уходят в их мир в поисках иной жизни.

У меня есть супруга и две дочери на выданье. Владеть дочерей — большое счастье. Наши люд нередко враждуют между собой из-за женщин, которых вечно не хватало. Был случай, когда муж из одного клана выкрал в соседней деревне 13-летнюю девочку. Ее родители потребовали вернуть дочь. В назначенный срок девочку не вернули, и тогда ее родственники убили похитителя, а его тело принесли в свою деревню и съели.

Деды верили, что отмщение может быть полным лишь в том случае, если неприятель не просто убит, но и съеден. Душа заключается в мозге и желудке, а значит, нужно съесть собственно их.

В моей деревне о каннибализме давным-давно забыли. Однако у отдельных кланов он еще практикуется. Злобный дух, будь то враг или волшебник, должен быть уничтожен и съеден. Колуфо верят, что колдуны — кхакхуа — являются причиной смерти здорового человека, если он не старик и не младенец. Кхакхуа поедают человека изнутри и наполняют тело золой, чтоб никто не заметил произошедшего. Порой умирающий успевает назвать имя приходившего к нему кхакхуа. Колдуном может быть муж из того же клана, друг или родной. Если кхакхуа съел человека, колуфо должны съесть кхакхуа и таким образом истребить злого духа.

Есть духи, которых мы почитаем. Это духи наших предков, наши корни. Те, кто умер, непременно возвращаются. Лидер клана на земле мертвых может послать умершего обратно на родную землю в теле новорожденного.

2017-08-01-22-38-03-(24).jpg
Большинство домов строится на высоте 5–10 метров от земли

Чтоб задобрить духов в трудные времена, колуфо приносят в жертву свинью. Это самое дорогое, что у нас кушать. Мы не разводим свиней. В лесу мы охотимся на диких кабанов, а их детенышей подбираем. Молочных поросят женщины выкармливают грудью, будто своих детей. Потом свиньи фактически становятся членами семьи. Их-то мы и приносим в жертву духам.

Похожие новости  Как это работает? | Трекер сна

Кровь и сало жертвенной свиньи предназначаются духу-создателю Гинолу, а мясо достается колуфо. Ритуал проходит у реки. Женщинам невозможно его видеть. В противном случае жертва не будет принята и беды племени не закончатся. Охотник должен впустить стрелу точно в сердце животного. И два дня после обряда, покамест Гинол будет пить стекшую в воду кровь свиньи, никто не смеет входить в реку.

В нашей жизни немало запретов. Мужчина и женщина не должны быть совместно слишком часто. Любой дом на дереве непременно разделен на две половины: мужскую и женскую. Супруг и жена не могут вести личные беседы на людях, лишь в уединении. Интимные места должны быть скрыты. Дама носит юбку из волокон саговой пальмы, а мужчина надевает на кончик пениса дутамон — махонький чехол из листа дерева. Этак делали мой дед и прадед, этак делаю я и так будут мастерить мои дети.

Когда мальчишка готовится стать мужчиной, мы ведем его в лес для сакрального надевания дутамона вдали от женских глаз. Дутамон, будто и ротанговый пояс в несколько оборотов, — это платье мужчины колуфо, которую дает лес. Порой, если дутамон по каким-то причинам неудобен, муж колуфо надевает скорлупу ореха. Подобный футляр мы называем баяк.

IMG_6856.jpg
Короваи устраивают пенаты прямо в доме. Для этого они выстилают пункт под костром слоем глины

Дама, собираясь рожать, должна удалиться из дома в лес. Рожать на дереве невозможно. Муж строит ей маленькую хижину в лесу. Спустя месяц после родов дама с младенцем может вернуться в общий дом. Не каждая возвращается, многие умирают при родах. Еще чаще умирают новорожденные. Если первоначальный ребенок не выжил, то родившемуся после него нужно отсечь фалангу пальца. Это жертва во имя жизни.

Когда колуфо умирает, родственники оплакивают покойника одинешенек день, и на следующее утро вся семейство покидает дом, оставляя его совместно с запасами еды — духу умершего. Колуфо строят новое жилье в другом месте в пределах родовой территории.

2017-08-01-22-38-03-(13).jpg

Мы переходим на другую территорию, лишь когда истощается лес, дающий нам пропитание. Самое важное для колуфо — заросли саговой пальмы на болотах. Она наша кормилица. В добыче саго участвует весь клан. Мужчины каменными топорами долго рубят волокнистый дуло дерева, пока оно не рухнет на землю. После ствол, очистив его от коры, измельчают в крошку. После этого за дело берутся женщины. Они промывают древесную массу в воде — в корыте из пальмовых листьев, в результате чего на дне оседает крахмал. Из высушенного саго женщины делают хлеб.

Порой срубленные пальмы мы целиком оставляем сгнивать в болоте, чтобы духи послали нам саговых личинок. Если вернуться чрез три полных луны, в стволе уже будет немало больших и мясистых личинок жука-дровосека. Это наше главное лакомство, которое мы в первую очередность предложим гостю.

IMG_6255.jpg
Личинка жука-дровосека — лучшее угощение

Одинешенек раз в году, когда идут большие дожди и пищи довольно, несколько соседних деревень встречаются на празднике саговых личинок. Для этого строится большенный дом на земле. Каждый клан приходит с родовым деревянным щитом, у каждого собственный рисунок. Раньше на празднестве собиралось весьма много колуфо. Еды хватало на всех. Мы всегда верили: чем пышнее триумф, тем большего благосостояния достигнет наш род и тем больше детей будут рожать наши женщины.

Сейчас семьи колуфо становятся все меньше, все чаще молодежь покидает наш лес, а традиции уходят в прошлое. Если этак пойдет и дальше, только старшее поколение колуфо останется на родовой территории и род наш угаснет. И тогда темное пророчество предков сбудется: грянет грохот, и Гинол уничтожит наш мир навек.

Blood-Call-Korowai-s.gif

Условные обозначения

1 Район Янирума
2 Округ Бовен-Дигул

ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Папуа, Индонезия

Столица Джаяпура
Площадь провинции Папуа 309 934 км² (1-е пункт в Индонезии)
Население 3 672 000 чел.
Плотность населения 12 чел/км²
Площадь Индонезии 1 904 569 км² (14-е пункт в мире)
Население 255 млн чел. (4-е пункт)
Плотность населения 125 чел/км²

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ дома на деревьях на высоте до 50 метров в деревнях Абоу и Уалуп в районе Янирума; миссионерское поселение Байгон с протестантской церковью и домами на сваях.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА саговая лепешка с личинками жука-дровосека, свинина в саговом листе, запеченная под раскаленными камнями.
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ сок «красного фрукта» пандана.
СУВЕНИРЫ нож из кости казуара, каменный топор с ручкой из железного дерева и ротанговой обвязкой, ожерелье из зубов собаки.

Дистанция от Москвы до Джаяпуры ~11 050 км (от 18 часов полета без учета пересадок)
Пора опережает московское на 6 часов
ВИЗА россиянам не нужна
ВАЛЮТА индонезийская рупия (100 000 IDR ~ 7,5 USD)

Фото: Алексей Кольбов

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2017 г.

Статьи сайта «Вокруг Света»

Добавить комментарий