Интересные факты

Авантюрный роман: Госпожа чужбина

Тактику ненасилия, «ноу-хау» Махатмы Ганди, и в наши дни используют протестные движения в России и в мире. Ганди разработал ее в борьбе за права индийцев, которую начал… в Африке.

A2FP81.jpg
Махатма Ганди. Фото 1931 года

Питермарицбург, 1893 год. 23-летний юрист Мохандас Ганди, удобно устроившись в купе, созерцает из окна чужую страну — до этой поездки он никогда не бывал в Южной Африке. Отучившись в Англии, молодой человек вообще-то собирался осесть на родине, в Индии, где его три года дожидались супруга и сын. Но отношения с деспотичным начальником, представителем британских колониальных властей, не заладились, а тут поступило выгодное предложение от индийского торгового дома в Африке. Дел не больше чем на год, существование на всем готовом, достойный гонорар. Фирма оплатила специалисту с престижным британским образованием и дорогу с комфортом, первым классом. И вот на станции в купе входит европейского вида пассажир, оглядывает индийца, удаляется и возвращается уже с проводником. Ганди приказывают перебежать в общий вагон: негоже белому господину ехать совместно с каким-то цветным. Юноша не верит своим ушам. С таким вопиющим расизмом он не сталкивался ни в Европе, ни в Британской Индии. Ганди отказывается подчиниться, и его высаживают из поезда с полицией.

— Может, махнуть на все рукой да уехать назад в Индию из этой ужасной страны? — терзается сомнениями молодой человек, вынужденный ночевать на вокзале. И решает все-таки не сдаваться.

Претория: почитай вернулся

Дальше было хуже: в дилижансе Ганди избил провожатый, когда юноша отказался ехать на подножке, поскольку купил билет в салон с белыми пассажирами. Уж такие тут порядки, подтвердили сотрудники нанявшей Мохандаса фирмы, когда он наконец добрался в Преторию, столицу республики Трансвааль. Всех индийцев презрительно называют кули (носильщик), запрещают им посещать места «только для белых» и даже ходить по тротуару. А местные власти при помощи налогов и всяческих ограничений пытаются сделать существование индийцев невыносимой. С 1860-х годов в Южную Африку массово ввозили индийских рабочих — их труд был дешев. Отработав контракты, те обосновались на новой земле, индийские торговцы открыли там лавки. И белокожие поселенцы стали видать в них конкурентов, особенно с тех пор, будто в Трансваале нашли золото и алмазы.

Ганди был возмущен положением соотечественников. Чрез несколько дней после прибытия в Преторию он устроил собрание для всех индийцев города. И сделал то, что у него из-за патологической застенчивости вовек прежде не получалось, — выступил на публике с речью. Призвал сплотиться выходцев из многонациональной Индии, какой бы народности и веры они ни были. Предложил организовать в Трансваале ассоциацию для защиты земляков от притеснений. А также посоветовал не давать повода для предрассудков и искоренить в себе худшие качества, с которыми ассоциировали кули, — расположение к обману в торговле и пренебрежение гигиеной: пожив в Британии, Ганди понимал точку зрения европейцев. «Я видел, что выговор моя произвела большое впечатление на собравшихся», — вспоминал впоследствии Махатма. Индийцы увидели в худощавом юноше, одетом в элегантный европейский костюм, посредника и защитника, а друг в друге — соратников. Он стал созывать такие собрания регулярно и в меру сил помогать притесняемым землякам будто юрист и знаток английского языка. В частности, добился от железнодорожного начальства письменного согласия не отказывать индийцам в проезде первым классом (при условии, что они будут «одеты соответствующим образом») — маленькая, но все же победа.

_AP_841851750132.jpg
Адвокатское бюро Мохандаса Ганди (в центре) в Йоханнесбурге. Слева сидит коллега и единомышленник Генри Полак, справа — секретарь Соня Шлезин 

Основным делом, однако, оставалась труд. Ганди был помощником поверенного фирмы, которая судилась с другим индийским торговым домом, задолжавшим ей большую сумму. Мохандасу удалось уверить обе стороны согласиться на третейский суд. Фирмы договорились устроить дело на устраивающих всех условиях — с признанием правоты клиента Ганди — и не тратиться больше на разорительную тяжбу. Работодатель остался доволен, и Мохандас засобирался домой в Индию.

Дурбан: почитай остался

Плыть в Азию предстояло из Дурбана в южноафриканской колонии Наталь. Ганди задержался на день: представитель пригласившей его фирмы устроил в честь молодого юриста торжественный зачисление. Просматривая свежие газеты, покамест собирались гости, Мохандас обратил внимание на маленькую заметку под заголовком: «Избирательное право индийцев». Там сообщалось о новом законопроекте, какой Ганди счел чудовищным: предлагалось отнять индийцев права голоса на выборах в парламент Наталя. Выяснилось, однако, что они не очень-то этим правом и пользуются: «Что мы понимаем в таких вопросах?.. Мы беспомощны и необразованны». Ганди решил отсрочить отъезд на месяц, чтобы разъяснить землякам их права и защитить их интересы. «Прощальный зачисление превратился в заседание рабочего комитета», — прокомментировал Ганди в мемуарах неудавшуюся «отвальную».

10997182.jpg
Дом суда в Йоханнесбурге. Ганди будто адвокат часто посещал его 

Составили петицию для местных властей, после другую — в Министерство по делам колоний в Лондоне, собрали тысячи подписей. Ради них Ганди и его друзья изъездили всю провинцию, заодно устраивая в городах и селах политический и юридический ликбез. Тексты петиций разослали во все газеты. В результате королева Виктория отклонила первоначальный вариант законопроекта; второй, с незначительными поправками, все же был принят. Однако о проблемах притесняемого в британской колонии нацменьшинства услышали в метрополии и в Индии. Кроме того, это был первоначальный опыт политической кампании и для Ганди, и для землячества колонии. В процессе они создали орган самоуправления — Индийский конгресс Наталя.

Новые друзья Ганди уговорили его остаться на несколько лет. Мохандас перевез в Дурбан семью, купил дом, открыл адвокатскую контору. На сей один его приоритетом стала общественная деятельность: просветительство, агитация, юридическая поддержка землякам. Чтобы с кули начали почитаться британские власти и общественность, Ганди и сформированный по его инициативе индийский санитарный корпус участвовали в Англо-бурской войне, и многие иммигранты проявили себя героями. Тогда грядущий отец нации еще верил в возможность условиться с метрополией ради общего блага.

_AKG2380221.jpg
Ганди (во втором ряду в центре) на Англо-бурской войне. 1899 год 

Ганди меж тем убеждали переехать обратно в Индию — не только оставшиеся там родные, но и политики: им был нужен инициативный социальный деятель. И Мохандас вновь собрался на родину, дав слово африканскому землячеству, что вернется, если в течение года возникнут проблемы, требующие его участия.

Ненасилие
Американский теолог

«В другие страны я могу поехать будто турист, в Индии я могу быть лишь паломником», — сказал чернокожий поп Мартин Лютер Кинг, поклонник Махатмы Ганди. Американский боец против расизма начал активную деятельность в 1955 году, после ареста чернокожей швеи Розы Паркс, за то что она отказалась уступить в автобусе пункт белому человеку. Кинг возглавил бойкот автобусного транспорта афроамериканским населением города Монтгомери. Участвовал он и в сидячих демонстрациях и маршах свободы, на крупнейший из которых вышло более 200 тысяч человек. Конгресс США принял Билль о гражданских правах 1964 года, запретивший расовую дискриминацию в общественных местах. Мартин Лютер Кинг получил Нобелевскую премию мира.

Финикс: идеальный дом

Несколько месяцев спустя к нему в Индию пришла депеша: «Ожидается приезд Чемберлена. Пожалуйста, возвращайтесь немедленно». Лорд Джозеф Чемберлен, государственный секретарь по делам колоний, направлялся в Южную Африку, где Британия по итогам войны присоединила к своим владениям Трансвааль и Оранжевую республику. Ганди, ставший известной личностью, мог обратить внимание чиновника на проблемы индийских иммигрантов. Мохандас спешно выехал в Наталь. «Я думал, что пробуду в Южной Африке не больше года», — вспоминал он впоследствии.

Ганди вручил Чемберлену петицию от индийцев в Натале, после попытался подать вторую — уже в Трансваале, но лорда интересовали лишь проблемы белых колонистов. Неуспех убедила Мохандаса, что он попытался покинуть Африку чересчур рано, и общественный деятель обосновался в Йоханнесбурге, крупном городе Трансвааля. В 1903 году Мохандас с друзьями начал выпускать газету Indian Opinion («Индийское мнение»), на десять лет ставшую его трибуной. Выпускали ее в Дурбане, в провинции Наталь, — там у Ганди был единомышленник с печатным станком. Мохандас курсировал между работой в Йоханнесбурге и редакцией в Дурбане — больше суток на поезде. И однажды, покамест ехал, прочел книгу английского публициста Джона Рёскина «Последнему, что и первому». Ее автор восхвалял простую трудовую существование земледельцев и ремесленников. Ганди вышел из поезда другим человеком.

Похожие новости  15 самых дорогих жидкостей в мире, некоторыми из которых мы пользуемся в обыденной жизни

A2FYD1.jpg
Мохандас Ганди. 1906 год 

Ему давным-давно была близка практика самосовершенствования чрез аскетизм. Он всю жизнь был убежденным вегетарианцем, а с годами стал столоваться предельно просто, отказываясь даже от соли и молока. Самоограничение распространялось и на другие сферы жизни. Ганди старался существовать все скромнее и довольствоваться малым, сколько бы ни зарабатывал. Этак, он не держал слуг, научился сам стричься и крахмалить воротнички белых рубашек, в которых ходил на работу (это было непросто — поначалу коллеги потешались над криво выстриженным затылком и сыпавшимся с ворота белым порошком). А теперь решил основать коммуну с подсобным хозяйством, где аскетическую существование, подобно бедным земледельцам, будут вести несколько единомышленников, все будто одна семья. Неподалеку от железнодорожной станции Финикс Ганди с товарищами приобрели участок; обжившись, перевезли типографию. В общину начали съезжаться друзья и сторонники Мохандаса, там поселилась и его семейство. «Я всегда жалел, что мне, организовавшему колонию в Финиксе, самому приходилось случаться в ней только наездами», — писал Ганди: он по-прежнему работал в Йоханнесбурге. Впоследствии Ганди основал такую колонию и в Трансваале и назвал ее в честь Льва Толстого, которого почитал. Юрист из Порбандара тогда не подозревал, как аскетизм пригодится ему в политике.

RIAN_632295.HR.ru.jpg
Послание Ганди Льву Толстому, хранящееся в музее писателя 

Ненасилие
Н/азло врагу

9 апреля 1940 года гитлеровская Германия оккупировала Данию. Король Кристиан X подписал акт о капитуляции и запретил населению оказывать вооруженное сопротивление немцам. Тогда и подпольщики, и мирные датчане занялись саботажем: портили железные дороги, коммуникации, боеприпасы… В августе 1943 года рабочие заводов в 17 городах страны объявили массовую забастовку. Немцы потребовали от датского правительства завести смертную казнь за участие в стачках, но министры отказались и сложили полномочия. После войны в Дании выпустили детскую настольную игру «Саботажник»: задачей игроков было будто можно сильнее навредить нацистским оккупантам.

A2FY58.jpg
Организованный Ганди марш протеста из Наталя в Трансвааль. Ноябрь 1913 года 

Йоханнесбург: с чувством выполненного долга

Нововведением властей Трансвааля в 1907 году стал этак называемый черный закон, предписывавший всем индийцам колонии старше восьми лет в сжатые сроки зарегистрироваться и сдать отпечатки пальцев под угрозой высылки. В глазах землячества это выглядело будто демонстративное унижение целого народа; в Индии отпечатки пальцев брали лишь у преступников. На собрании в Имперском театре Йоханнесбурга возмущенная гурьба иммигрантов была готова разнести все на куски. Но что это даст? Предлог правительственным войскам для быстрого и кровавого подавления бунта? Нужно было придумать что-то другое. И Ганди понял, что уже немало лет неосознанно шел к верному методу. Он спросил людей, готовы ли они, не отвечая насилием на насилие, вытерпеть любые кары, но не подчиниться новому закону. Собравшиеся одинешенек за другим поклялись в этом. Этак родилась новая тактика, основанная на близкой Ганди философии ненасилия и самоотречения ради правды. С 1908 года активист называл эту тактику сатьяграхой: от «сатья» — «истина» и «аграха» — «твердость».

EYDE7M.jpg
На холме Конституции в Йоханнесбурге ранее размещалась тюрьма. Заключенными в ней успели побывать Мохандас Ганди и Нельсон Мандела. Сейчас на нем здание Конституционного суда 

Участники собрания массово отказывались расписываться, отговаривали других индийцев, расклеивали плакаты с призывами к бойкоту. Непокорных арестовывали, Ганди тоже вызвали в суд. Ему дали два месяца тюрьмы. Обстоятельства и распорядок за решеткой оказались весьма похожи на привычные аскетические практики, шутил Мохандас впоследствии. Земляки Ганди вослед за ним перестали бояться «отеля короля Эдуарда». Никто не сопротивлялся арестам, наоборот — угодить в тюрьму считалось проявлением доблести. Десятки людей в знак протеста переходили границы между колониями, на что индийцам по закону требовалось специальное позволение. Земляки арестованных собирали денежки для их семей. В соседних колониях сочувствовали движению; ненавистные индийцам законы были всюду: так, иммигранты Наталя страдали от непосильного для бедняков подушного налога.

_AKG156635.jpg
Ян Христиан Смэтс, политический оппонент Ганди и будущий премьер-министр Южно-Африканской Республики 

В конце января 1908 года Ганди из тюрьмы доставили в Преторию к генералу Яну Христиану Смэтсу. Трансваальский колониальный секретарь предложил сделку: индийцы начнут расписываться добровольно, и тогда закон упразднят. Ганди, помня о пользе компромисса, согласился и призвал иммигрантов подчиниться, за что его чуть не убили несколько разочарованных земляков. Но Смэтс обманул — закон упразднен не был. Ганди в ответ организовал массовые сожжения документов о регистрации. Еще двукратно попал в тюрьму. Продолжая рассчитывать на компромисс, съездил в Лондон, где его вежливо выслушали министры, и не добился в итоге ничего. В 1910 году четыре британские колонии образовали Южно-Африканский Альянс. Но его единое правительство, в котором был и генерал Смэтс, не спешило улучшать поза индийцев. Наоборот, вводились новые ограничения. 

HEMIS_1877520.jpg
Satyagraha House — отель-музей в доме, где жил Ганди в 1908–1909 годах. Йоханнесбург, ЮАР 

Ганди терял терпение и обдумывал масштабную акцию протеста. В марте 1913 года суд Капской колонии, ища предлог для ограничения иммиграции, объявил незаконными все браки индийцев, заключенные не по христианскому обычаю. Это было нестерпимое оскорбление для женщин. Супруга Ганди Кастурбай, по натуре вовсе не активистка, на сей один тоже решила протестовать. С группой единомышленниц она нелегально пересекла границу, попала в тюрьму, и по всем колониям поднялась вал возмущения. Забастовали индийские шахтеры, рабочие, служащие; их лидер ездил из города в город, призывая не сдаваться, покамест не отменят расистские законы и подушный налог. 

GettyImages-864308700.jpg
Мохандаса высаживают из поезда в Питермарицбурге. Модель из Ганди Смрити, музея, посвященного политическому активисту. Нью-Дели, Индия

В конце октября Ганди возглавил марш протеста из Наталя в Трансвааль, за ним пошли тысячи людей. Власти были в растерянности. Ганди за четыре дня арестовывали три раза, двукратно выпускали под залог, на третий все-таки отправили за решетку. Массовые забастовки продолжились. Тюрьмы были переполнены, а полиция, загоняя безоружных бастующих в шахты и стреляя по ним, восстанавливала против себя общественное суждение. О протестах нацменьшинства из колоний услышали в метрополии и в мире. Вице-король Индии вступился за активистов. Британское правительство призвало власти ЮАС устроить конфликт. Ганди выпустили из тюрьмы; он вышел оттуда в одежде индийского рабочего-контрактника, белой — в знак траура по погибшим от пуль полиции. Опять настырный индиец вел долгие переговоры со Смэтсом. И в итоге были отменены наиболее оскорбительные расистские постановления, признаны законными браки любой конфессии, упразднен тяжкий налог. Сатьяграха победила. Сейчас будущий Махатма мог вернуться на родину и остаться там насовсем.

* * *

В общей сложности Ганди провел в Южной Африке более 20 лет. Возвращался героем. Сейчас у него были имя, вес и метод, чтобы бороться за права индийцев на родине. Рабиндранат Тагор даст Ганди кличка Махатма, что значит «великая душа»; люд назовут его отцом нации; с его помощью Индия в 1947 году станет независимым государством, а его методы будут учить революционеры и спецслужбы разных стран.

Ненасилие
Троянский мишка

Международная экологическая организация «Гринпис», основанная в 1971 году в Канаде, принципиально придерживается ненасильственных методов протеста. Гринписовцы проводят разовые акции, чтоб привлечь внимание к проблемам сохранения окружающей среды: приковывают себя к деревьям, призывая сберегать лес; надевают памятникам респираторы на лица и т. д. Линия акций протеста экологи провели, узнав о намерениях компании Shell промышлять нефть в Арктике: слишком велик риск, что уникальной полярной природе будет нанесен урон. В сентябре 2015 года активисты Гринписа «привели» к штаб-квартире Shell в Лондоне белого медвежонка Аврору — куклу размером с двухэтажный автобус. К акции присоединилась знаменитая киноактриса Эмма Томпсон. После того будто Аврора месяц просидела у порога штаб-квартиры, корпорация объявила о прекращении разведки нефти в Арктике.

Фото: ALAMY / LEGION-MEDIA, AP / EAST NEWS, MARY EVANS / LEGION-MEDIA, М. ФИЛИМОНОВ / РИА НОВОСТИ, ALAMY / LEGION-MEDIA, AKG / EAST NEWS (X2), ALAMY / LEGION-MEDIA (X3), HEMIS / LEGION-MEDIA, GETTY IMAGES

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2018 г.

Статьи сайта «Вокруг Света»

Добавить комментарий